Откройте для себя аюрведу - мир красоты и гармонии!

Центр Путешествий «Индия-Тур»
(ООО «Индия-Тур»)

Адрес: Москва, ул.Щепкина 5, стр.2
Телефон: +7 (495) 108-108-0
мобильный (для WhatsApp и Viber):
+7 915 155-09-91
Почта: mail@kerala.ru

Акции, Скидки, Спецпредложения - 2017-18

• Бесплатные дни в Isola Di Cocco 4*
• Бесплатные дни в Uday Samudra 4*
• Скидка 9% в Bethsaida Hermitage 4* на раннее бронирование

• Скидка 15% на Ananda Spa Himalaya

Панчакарма: из писем подруге

Предыстория вопроса

Если на йогу я пришла в надежде научиться лучше владеть своим телом и хотя бы задним числом реабилитироваться после старых травм, то к аюверде обратилась почти случайно, после лекции по аювердическому лечению и питанию в центре «Керала». Всё в основных положениях показалось мне простым, понятным и логичным: и всеобщая взаимосвязь всего со всем, и деление на разные типы людей и, соответственно, разное питание и режимы дня, причем особенно по душе пришлось то, что питаться нужно два-три раза в день, а не сто сорок семь раз, как говорят модные диеты, и что при приеме пищи должны присутствовать все шесть вкусов – острый, соленый, сладкий, горький, вяжущий, кислый.

После лекции я пошла к доктору аюверды, чтобы получить рекомендации по диете для снижения веса килограмм этак на 10-12. Врач предложил пройти панчакарму – полное очищение тела. И обещал потерю минимум 7 кг, что звучало реально: мне одна женщина рассказывала, что после курса очищения в центре «Прасковья» похудела на 7 кг. В общем, я решила не откладывать в долгий ящик и пройти эту самую панчакарму немедленно.

Первый этап

По-обывательски, я бы разделила панчакарму на три этапа: первые два – очищение тела – и последний – очищение головы. Между первым и вторым этапом – перерыв не меньше недели. К третьему этапу можно приступать, как я поняла, в любое время после первых двух.
Краткое содержание первого этапа из восьми дней: утром в течение пяти дней (для некоторых – трех) пьют масло гхи, потом два дня массаж тела в четыре руки, после которого пропаривание в бочке, на восьмой день принимают слабительное.

Масло, как его пьют и что при этом ощущают

Масло гхи – топленое масло, возможно, с добавлением разных трав, на вид и запах – обыкновенная зеленая маслянистая жидкость без особого запаха и вкуса. Масло пьётся теплым и натощак, желательно с 8.00 до 10.00. Первые три дня мне масло на дом привозила медсестра, а последние два я ездила пить его в центр.

С первого дня мне предлагали не смотреть в чашку и заткнуть нос ватой, чтобы не видеть и не чувствовать запах масла. Но я просто закрывала нос пальцами и старалась не смотреть. Особого отвращения к нему у меня не было.

С каждым днем дозу масла увеличивали. На третий день дали заметно больше масла, и тогда же мне показалось, что оно горчит, а после появилась отрыжка. В первые два дня таких ощущений не было. На четвертый день масла дали еще больше, а на пятый – самую большую дозу – целую чашку сильно разогретого масла, чтобы легче пилось. Между глотками можно занюхать лимоном и выпить глоток теплой воды.

Спать днем, заниматься физической активностью и мыть голову нельзя: из-за слабости организм подвержен травматизму и простудам. Особенно сложно не спать, поскольку первое время человек обессилен и вынужденно бездельничает. На третий день после бессонной ночи я сразу после приема масла завалилась спать и проснулась с невероятно тяжелой головой. Похоже, что при приеме масла днем действительно нельзя спать.

С начала очищения в туалет по-большому совсем не хотелось. В последний день приема масла я сказала об этом врачу, который перед приемом масла назначил масляную клизму и успокоил, что это нормально: ведь состав и объем пищи резко поменялся. Клизма была с тем же маслом гхи. Сказали, что подействует либо через 15 минут, либо через несколько часов. Поскольку через 15 минут мне так ничего и не хотелось, я со спокойной душой выпила свою чашку масла и поехала домой. А клизма подействовала часов через шесть: это масло из меня просто полилось и в несколько заходов примерно в течение суток из меня вышло все накопившееся за несколько дней. В животе стало полегче, а на душе – повеселее.

Еда и самочувствие в дни приема масла

Завтракать во время приема масла нельзя, на обед можно съесть несоленый рис, сваренный на воде, а на ужин – чай и вареные овощи. Первые два дня я ела тушеные в воде кабачки с луком без соли и специй, на третий – тушеную в воде морковь с луком и яблоком, хотя фрукты вообще-то нельзя, на четвертый, кажется, тоже морковь или даже вообще ничего, на пятый - отварную свеклу. К сожалению, я не умею вкусно готовить вареные овощи и уже через три дня таких ужинов я была готова ограничиться только чаем, чтобы не есть эти самые овощи, которые к этому времени успели мне изрядно надоесть.

Слабость была только поначалу, а со второго дня к вечеру начал наблюдаться подъем работоспособности, как будто высвобождалось огромное количество энергии, обычно затрачиваемое на переваривание пищи. А потом организм адаптировался и, начиная с обеда, после чашки риса начинался невероятный прилив энергии.

И хотя в дни приема масла физической активностью заниматься нельзя, начиная с четвертого дня я скакала, как сайгак: с самого утра сил было так много, что хватило и на уборку дома, и на разъезды по Москве. Единственно, когда чувствовалось легкая слабость – при подъеме по лестнице с первого на второй этаж. Когда я сказала доктору, что чувствую себя нормально, он сказал, что если бы я занималась физическим трудом эти дни, то мне было бы плохо. Такое, мол, действие масла.

Массаж-сома и пропаривание

На шестой день начинается массаж и пропаривание, но самое главное – можно завтракать кашей и обедать овощным супом и вареными овощами, но ужинать – по-прежнему вареными овощами. В этот день я еле-еле дождалась утра, чтобы поесть геркулесовой каши (вместо рекомендуемой гречневой, просто геркулесовая была уже готова). На фоне общей голодовки каша на воде, без соли, без сахара и без масла доставила мне огромное удовольствие. А впрочем, я всегда любила каши без соли и сахара.

Поскольку я сказала, что мне безразличен пол массажистов, мне дали мужскую бригаду. Перед массажем один из массажистов вымыл мне ноги, а второй смазал маслом темечко и сделал легкий массаж головы и шеи. Затем меня пересадили на массажный стол и уже вдвоем в четыре руки сначала нажали на щиколотки, а потом, обильно поливая маслом, начали массировать пятки, колени, плечи. В середине массажа основной массажист (тот, который массировал голову) некоторое время в одиночку массировал мне спину и шею, а потом лицо.

Во время массажа меня несколько раз просили поменять позу: то сесть, то лечь, поэтому сам массаж получился недолгим и неутомительным. (Актуально для людей с проблемами с позвоночником: при долгом лежании болит спина и позвоночник «проваливается»).

Потом повели пропариваться: положили в деревянную трубу наподобие капсулы в солярии, но только голова остается снаружи. Включили сильный пар с добавлением разных аювердических трав. Меня даже обжигало и я попросила снизить температуру. Долго не парили, потому что доктор сказал, чтобы долго в этой бочке не держали по причине начавшихся месячных. Сколько конкретно времени я там была – не помню.

Потом я сходила в душ, помылась и наконец-то впервые за шесть дней вымыла голову, вышла – попила чаю и сходила в аювердическое кафе в самом же центре. Доктор отметил блюда, которые мне можно – томатный суп и плов из риса и овощей. Их я и съела, а одно взяла с собой на вечер, чтобы не давиться собственной стряпней. Особенно мне понравился томатный суп – как испанский гаспачо, но только горячий. В меню я вычитала, что плов готовится на масле гхи, и это привело меня поначалу в ужас: масло гхи к этому времени успело мне изрядно поднадоесть. Но голод пересилил, тем более, все было довольно вкусно, вот только корица, гвоздика и кориандр в плове были непривычны, но и непротивны. Десерты мне не разрешили: сладкое нельзя. Но я была безумно рада любой съедобной пище.

На следующий день был такой же массаж с пропариванием. А через день – на восьмой день очищения – я натощак принимала слабительное дома, которое действует в два этапа: сначала через час после приема, а потом еще раз – ближе к вечеру, часов в пять.

Выводы после первого этапа

1. Самочувствие хорошее. Сил за время очищения – фактически голодовки – не только не убавилось, но даже заметно прибавилось. Особый прилив энергии наблюдался к вечеру.

2. Обновились и обострились вкусовые ощущения. Ни мяса, ни мучного, ни картошки с капустой (которые в список вареных овощей не были включены) не хочется. Консервов, майонеза и других искусственных вещей не хочется тем более. Чувствуется питательная ценность продуктов.

Возненавидела овощи, которые готовила сама, хотя еда в кафе аювердического центра мне казалось очень вкусной. Когда я зашла в это кафе через полторы недели, та же самая еда мне такой вкусной уже не показалась: я уже не голодала.

3. Ощущения сопоставимы с ощущениями во время Великого поста. Зародилось легкое подозрение, что для достижения такого эффекта не обязательно пить масло гхи, а достаточно попоститься и поесть здоровую пищу.

4. Кожа стала заметно глаже, бугорки целюлита на животе разгладились. Было такое ощущение, что изменилась сама структура кожи. Хотя в объемах я ничего не потеряла (по окончанию первого этапа я себя обмерила), зрительно живот заметно уменьшился. С выводами решила не спешить, поскольку бытует мнение, что организм перестраивается в течение двух недель.

Второй этап – Васти – и что ему предшествовало

Между первым и вторым этапами я придерживалась вегетарианской пищи, правда, в своем понимании, т.е. не ела мяса и рыбы, но позволяла себе иногда молочное и яйца. Позже я узнала, что между первым и вторым этапами очищения на завтрак нужно было есть рис или кашу, а на обед – либо фрукты, либо вареные овощи. Овощи всегда вареные. И никакого мучного. Пить можно только воду и зеленый чай. Изначально я этого не знала и возможно поэтому «наела свои килограммы» обратно: через две недели после первого этапа весы показали, что я сбросила всего 1,4 кг.

Васти представляет собой восемь дней масляных и водяных клизм и массажей. Приступать к нему можно уже через неделю после первого этапа. Я решила пройти его через две недели. В первый, второй, четвертый, шестой и восьмой дни мне сначала делали общий массаж-сома, затем я шла в душ, потом ела специально приготовленный рис и пила чай, после чего за мной приходила массажистка-медсестра, чтобы сделать маленькую – размером с большой шприц – масляную клизму. На третий, пятый и седьмой дни медсестра сама делала массаж головы, шеи и живота и ставила большую – размером с грелку – водяную клизму. После клизмы – душ и тот же рис и чай.

Рис, который давали каждый день во время второго этапа очищения, заслуживает отдельного упоминания. Это замечательное блюдо, в которое, кроме зеленоватого масла гхи, добавляют куркуму, гвоздику, орехи кешью, изюм, морковь и, возможно, что-то еще, что делает его удивительно ароматным и вкусным.

Маленькие клизмы

В дни маленьких клизм общий массаж мне делала всё та же «бригада» парней, хотя в классической аюрведе женщину полагается массировать женщинам. Но мне было неудобно обижать массажистов и я решила не менять бригаду, хотя и чувствовала себя немного неловко: все-таки как-то неудобно быть фактически голой (не считая символической набедренной повязки) в присутствии мужчин.

Массаж живота непосредственно перед клизмой (маленькой или большой), как и саму клизму, делала женщина-медсестра. Перед маленькой клизмой медсестра недолго массировала мне живот, потом делала клизму и переворачивала меня на спину, опять массировала живот и просила меня три раза прижать колени к животу.

Единственный неприятный момент с маленькими клизмами заключался в том, что масло выливалось сначала, как ему и положено, через 15 минут в туалете, а потом – понемногу в течение всего дня уже там, где придется. И маленькие прокладки не спасали. Причем на четвертый, шестой и восьмой день содержимое маленькой клизмы выливалось все позже и все непредсказуемей. Если в первый день после маленькой клизмы содержимое клизмы вылилось уже через 10-15 минут, то на четвертый день – через несколько часов. Интересно, что произошло это сразу после того, как я положила в рот пирожок. Было такое ощущение, что пирожок «выдавил» из меня остатки масла: ливануло так, что никакие прокладки не спасли и вся одежда, включая нижнее белье и спортивные штаны, оказалась насквозь пропитана этим самым маслом. А остатки содержимого последней маленькой клизмы вышли хоть и не так драматично, но только на следующий день.

Большие клизмы

Перед большой клизмой массаж-сома не делают, но медсестра-массажист все равно мыла мне ноги, мазала маслом темечко и массировала голову (по аюверде так положено делать каждое утро: мазать маслом темечко и пятки). Потом подолгу массировала мне маслом живот, похлопывала и прикладывала к животу горячее полотенце и то же самое делала сзади в области крестца. Потом переворачивала меня на левый бок и делала клизму. Во время большой клизмы врач медсестра иногда поглаживала меня по часовой стрелке сзади в области крестца, а врач советовал дышать часто и через рот. Так называемое «собачье дыхание». (Сразу вспомнилось, что во время схваток дышать советуют точно также). После клизмы меня просили перевернуться на спину и полежать на спине некоторое время (с каждым разом этот промежуток времени увеличивался) и только потом идти в туалет. После душ и тот же рис с чаем: желудок не должен пустовать.

В каком-то смысле большие клизмы «удобнее», чем маленькие: после них ничего не подтекает, все выливается в течение 15-30 минут, пока сидишь на унитазе, в худшем случае – еще и в душе после процедуры. И вообще апогей второго этапа случился со мной как раз в день первой большой клизмы. Накануне днем у меня был массаж-сома и маленькая клизма и за два первых дня таких несложных процедур я успела расслабиться, поэтому совершенно не задумываясь ни о чем, съела вечером в ресторане достаточно большое количество вегетарианской пищи, чтобы на следующее утро испытать настоящую агонию во время и после большой клизмы. Сидя на унитазе, я клялась вообще больше не есть никогда и нигде. Ту же клятву я повторила и в душе, где у меня схватил живот и совершенно неожиданно начали выходить кусочки тех самых вегетарианских блюд.

Негативный опыт первой большой клизмы не прошел даром: накануне двух других больших клизм я прекращала есть уже с полудня. И последующие клизмы проходили все легче и легче: я уже могла свободно перевернуться на спину после клизмы и даже полежать так какое-то время.

Выводы после второго этапа

1. Мне по-прежнему не хотелось ни мясного, ни мучного, ни картошки. Но такие же ощущения у меня были и во время Великого поста, когда только иногда хотелось творога и яиц. Пришло понимание того, что когда скудно и правильно питаешься – чувствуешь прилив сил. Особенно ясно стало то, что для поддержания жизнедеятельности много пищи не нужно и что в привычной жизни наш организм тратит слишком много драгоценных ресурсов на ее переваривание.

В одной из книг по аюверде я вычитала, что аскеза повышает иммунитет. И это похоже на правду.

2. Появилась сильная реакция на «несаттвическую» (т.е. «нездоровую») пищу – переваренную, пережаренную, несвежую и любую трудную для переваривания еду.

Как-то раз вечером я наелась шоколада и весь вечер и следующее утро чувствовала себя как после сильной алкогольной интоксикации. А другой раз в японском ресторане взяла жареную вермишель с грибами и овощами, вызвавшую мгновенную реакцию в моем организме: в животе сразу же начало страшно урчать. А поскольку это был последний день второго этапа, то у меня не только урчало в животе, но еще и выливалось масло. Создалось впечатление, что литься из меня начинает по мере попадания пищи в рот: сколько положили – столько и вышло. Вот такой закон Архимеда в условиях панчакармы.

Результаты двух этапов и «жизнь после»

После второго этапа я не ходила к доктору: во-первых, не было времени, поскольку это был самый конец года, во-вторых, я обиделась. А дело было так: после очередного семинара в центре я разговорилась с девушкой (по виду – именно девушкой) примерно моих лет (то бишь от тридцати до сорока пяти), которая как раз заканчивала последнюю процедуру панчакармы – капли в нос. И она сказала, что прошла всю панчакарму за месяц (начала, как и я, с началом Рождественского поста) и похудела на 9-10 кг: на 4,5 кг после первого этапа, а затем еще на 5 кг. Оказывается, все это время, включая перерыв между этапами надо было придерживаться строгой диеты: на завтрак – рис или кашу, на обед – фрукты или вареные овощи, на ужин – вареные овощи. В промежутках можно было пить только зеленый чай и воду, а сырые овощи нельзя было есть ни при каких обстоятельствах, то же относилось к хлебу и вообще любому мучному и картошке.

Тут-то до меня дошло, почему я вернула обратно почти все килограммы, сброшенные в первую неделю: строгой диеты и расписания приема пищи я не соблюдала. Но меня никто об этом и не предупреждал: мне сказали продолжать питаться по-вегетариански, а в моем понимании – это есть по мере необходимости все, за исключением мяса и, может быть, рыбы. От досады я начала жалеть о потраченном времени и выкинутых деньгах и решила, что третий этап – капли в нос – мне ну совсем не нужен.

Обиду эту смертную мне удалось преодолеть лишь через неделю, когда я встречала в аэропорту ту самую подругу, которой регулярно писала подробные отчеты по панчакарме. При виде меня глаза у нее округлились, как у Гамлета при виде призрака своего отца. Первый ее комментарий был «Ты так помолодела». Второй (поскольку я ей уже писала о «смертной» обиде и о своем решении не проходить третий этап – капли в нос) – «Я прошу тебя прокапать эти капли». Тут я сообразила, что, видимо, выгляжу как-то по-другому, поскольку последний раз она меня видела не так-то уж и давно – всего три месяца назад. Потом припомнились комментарии моей сестры по поводу моей кожи, о её сиянии, о том, что ушли обычные для этого времени года проблемы кожи с сухостью и раздражением.

Обида на врача прошла: я связала все эти эффекты с питием масла и его вливанием в мой организм. На лекции по аюверде врач говорил, что масло – единственное вещество, которое проникает через клеточную мембрану в саму клетку. И что масло прекрасно связывает и выводит токсины из организма. Совсем же успокоилась я после того, как неожиданно легко влезла в узкие джинсы и решила обмерить себя. Выяснилось, что бедра стали меньше на 4-5 см. Но талия – ни на миллиметр. Ну хотя бы бедра.

Окончания второго этапа панчакармы «удачно» совпал с новогодними каникулами и отдыхом за рубежом. Особенно тяжело переживался прием пищи в ресторанах. Сразу почувствовалось, насколько тяжело организму дается переработка всех этих вкусностей: после еды прилива сил не происходило, даже наоборот – наблюдался один сплошной упадок. Хотелось спать, а организму не хватало стандартных трех-четырех часов на переработку пищи. Даже через пять-шесть часов я не успевала проголодаться, что означало только одно: организм был все еще занят переработкой того, что в него накануне забросили. Я уже не говорю об отрыжке и ужасном метеоризме после употребления некоторых особо концентрированных продуктов. Так что к концу отдыха я снова перестала есть мясо, рыбу и блюда с приправами (в них, как мне показалось, самая отрава). О той легкости, которую я испытывала в первую неделю панчакармы, оставалось только мечтать. Справедливости ради стоит вспомнить о том, что во время скудного питания я тоже мечтала: то о яблочке, то о стакане сока.

Новые выводы после двух этапов и случаев нарушений режима:

1. Панчакарма имеет на тело долгоиграющий и как бы «изнутри идущий» эффект. Объемы тела уменьшаются даже тогда, когда уже не голодаешь. Заметно улучшается состояние кожи.

2. Есть я стала, как и советует аюверда, когда хочется – раза два-три в день. Изменились вкусовые ощущения. Многое из того, что любила раньше, теперь кажется слишком переваренным или пережаренным. После многих блюд, особенно в ресторанах быстрого питания, возникает чувство тяжести, но не сытости, даже несмотря на большие порции.

3. Больше всего мне сейчас нравятся овощные супчики, желательно протертые. Инстинктивно стала придерживаться основных принципов раздельного питания, а в ресторане стала заказывать только одно блюдо (либо первое, либо десерт).

4. Пришло понимание того, что панчакарма дает только шанс все начать с начала, но не творит чудеса с фигурой – все придется делать самой. Захотелось позаниматься физкультурой, чтобы подтянуть «бедный» живот, который не смог так удачно похудеть, как бедра. Возникло желание посетить косметолога, чтобы поддержать волшебный эффект панчакармы на кожу.

5. Появился интерес и к другим системам очищения. В первую очередь – к православным постам, к отказу от мяса по средам и пятницам между ними. Захотелось прочитать что-нибудь научно-популярное по аюверде в общем и панчакарме в частности, чтобы понять, как же все-таки это работает.

Третий этап – Насья

После праздников я все-таки решила пройти процедуру очищения головы – насью, когда в течение трех дней в нос закапывают масло, которое надо отхаркнуть, не глотая. Я зашла к доктору, рассказала «про эффекты», попросила (и получила) рекомендации по диете конкретно для меня. Врач дал мне общий список продуктов, из которого были вычеркнуты нежелательные для меня, и сказал, что список можно корректировать по ощущениям. Еще прописал принимать два аювердических лекарства – жидкость и порошок – принимать два раза в день в течение двух недель. Видимо, для поднятия иммунитета.

Насью делают два массажиста (или массажистки). Один из них смазывает маслом темечко и делает легкий массаж головы и шеи, затем пациенту паром распаривают лицо. В первый день к моему лицу еще и прикладывали теплое полотенце. Затем массируют лицо, особенно лоб и носогубную часть. Перед тем, как начать капать в нос, пациента просят дышать ртом и не проглатывать закапываемое масло. Во время закапывания в первый день второй массажист, обильно поливая маслом, массировал мне по часовой стрелке пятки и ладони.

После закапывания нужно было сильно и резко вдохнуть масло, как бы «всосать его в мозги», потом полежать, пока массажист массировал лицо, а потом, не глотая, постараться его отхаркнуть. Также сильно и резко, чтобы омывшее лоб масло вышло. И так раза два: закапывают, массируют лицо, отхаркиваешь несколько раз.

После процедуры зажигали какую-то тряпицу и давали вдохнуть этой гари одной и другой ноздрей. Затем я шла в отдельную комнату, где нужно было полежать какое-то время. Голову нельзя мыть почти в течение суток, фактически – до следующей процедуры закапывания.

Поскольку мне все три дня процедуру делали разные массажисты, не могу не отметить, что процедура проходит легче, если знаешь и доверяешь массажисту. Или он тебе хотя бы внушает доверие. В один день из трех была замена массажиста. Как только я увидела заменяющего – а видела я его в первый раз – у меня появилось желание развернуться и уйти. Инстинктивное желание я подавила и очень сильно об этом пожалела во время процедуры. Массажист оказался с грубыми и нечувствительными руками. По-крайней мере, для меня.

Эффект от процедуры и выводы после третьего этапа

Не знаю, связано ли это было с очищением или с чем-либо другим, но на следующий день после первой процедуры капель, закрыв глаза во время расслабления после асаны, я четко увидела ярко-синий флюроисцентный профиль в горящем треугольнике. Йог-инструктор сказал, что это очень хороший знак: энергия поднимается выше по чакрам. А на следующий день после второй процедуры – в такой же ситуации – я увидела сиреневатое (грязно-пурпурное) пятно с вкраплениями того же самого флюроисцентного ярко-синего цвета. В интернете на картинках эти цвета соответствуют шестой и седьмой чакрам (межбровной и макушечной) – Аджна-чакры и Сахасрара-чакры.

Основной вывод после третьего этапа – он способствует открытию чакр в области головы. Хотя у меня это, возможно, и простое совпадение. А может, я просто увидела цвета. Но что-то явно происходит.

Через неделю после окончания последнего этапа панчакармы я сильно разболелась. Организм во время и после процедур очищения нужно беречь: не перенапрягаться, избегать сквозняков. Вот это я и не учла.

Панчакарма: зачем она нужна?

На аювердических курортах весь курс панчакармы занимает 21 день. Видимо, это два этапа по 8 дней, т.е. 16, плюс перерыв между ними, и плюс три дня капель в нос. У некоторых первый и второй этап занимает меньше (масло пьют 3 дня, а не 5 дней, как я), то же и с клизмами – возможно меньшее количество дней. Но мне кажется, двадцать один день выбран неслучайно, поскольку полностью соответствует временному промежутку, необходимому для выработки новой привычки. Три недели правильного питания – и у человека вырабатывается определенный стереотип пищевого поведения. Кроме того, появляются новые и обновляются старые пищевые ощущения. И появляется шанс начать все с начала: организм готов к перезагрузке.


Виолетта Дегтярева


Этот материал просмотрели: 9569 раз

Поиск по сайту

Каталог по Аюрведе


Наш каталог по аюрведе


Погода в Керале

Наши группы

Вконтакте


Facebook